Морякам, которые плавают на судах под удобными флагами, часто отказывают в соблюдении их основных прав человека и прав профсоюзов, поскольку регистры удобных флагов не требуют соблюдения минимальных социальных стандартов. Именно это делает удобные флаги столь привлекательными для судовладельцев. Страны, гражданами или подданными которых являются члены экипажей, могут сделать немногое для их защиты, поскольку правила, которые применимы к ситуации на борту, это правила государства регистрации. В результате большинство моряков, которые плавают на судах под удобными флагами, не являются членами профсоюзов. А что касается тех, кто является членом профсоюза, то профсоюз часто бывает просто не в состоянии повлиять на происходящее на борту.
Моряки жизненно необходимы для нас. Они плавают по миру и перевозят все, что нам нужно, начиная с бананов, нефти, газа и строительных материалов и кончая одеждой, зерном и замороженным мясом. Они также являются невидимой рабочей силой. То, что происходит в море, в большинстве случаев не видно инспекторам, и судовладельцы могут незаметно и безнаказанно нарушать права моряков.
За почти 55 лет кампании против удобных флагов МФТ создала сеть Инспекторов, которые проверяют положение на подозрительных судах. Их отчеты включают в себя перечень злоупотреблений в отношении моряков:
- слишком низкая заработная плата;
- плохие условия на борту;
- неудовлетворительное питание и отсутствие чистой питьевой воды;
- продолжительное рабочее время без достаточного отдыха, что ведет к стрессу и усталости;
Недостаточная безопасность
Многие суда, плавающие под удобным флагом, старше, чем средний возраст остальных судов мирового флота. Десятки тысяч моряков вынуждены работать на плохих, опасных для жизни судах, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Многие задержания, осуществляемые властями портового контроля, связаны со старостью и плохим техническим обслуживанием судов, плавающих под удобными флагами, которые ни при каких условиях не должны плавать.
Катастрофы значительно чаще случаются с судами под удобными флагами.
Незащищенные
Несоблюдение правил безопасности и небезопасные суда делают труд моряка одним из наиболее опасных среди всех профессий. По оценкам, свыше 2 тыс. смертей в год зафиксировано на море. Несчастные случаи происходят часто, но большинство судовладельцев волнуют только доставка груза и издержки, связанные с задержками.
Сами моряки имеют мало шансов выиграть иск на компенсацию. Покалеченная рука может разрушить жизнь, стать концом морской карьеры и лишить большую семью регулярного дохода. МФТ ведет такие дела в судах, однако часто ей приходится разбираться в сложнейших структурах компаний, до того как удается выяснить, кто является ответственным за судно и его экипаж.
Невыплаченные
Некоторым экипажам просто не платят. Иногда члены экипажей обнаруживают, что компания задерживает или не может выплатить зарплату тогда, когда они хотят перечислить деньги своей семье. В некоторых случаях проходят месяцы без каких-либо признаков того, что причитающиеся деньги будут выплачены. Без оплаты моряки не могут даже попытаться бросить все и уехать домой.